НАУКА И МЫ

Медицинские, исторические, технические, социальные и другие научно-исследовательские работы

Образование »  » Исторические

Поздравительные открытки


Поздравительные открытки

   История возникновения поздравительной открытки. Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или еще раньше? Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» все должны быть благодарны солдатам времен франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелегкой доле. А особые творческие натуры дополняли написанное рисунком. Чем не почтовая открытка?  

   Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. В 1840 году Генри Коул , не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых , обратился к уже известному ему способу поздравления – он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек , на которых была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, картинку дополняла надпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть Генри Коул продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки. Именно она открыла путь типографскому производству открыток.

   А «первооткрыватели-рекордсмены» китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить их лично и принять поздравления. В те времена ещё не было секретарей. Так или иначе, но 1 октября 1869 года открытка поступила в продажу на Венском почтампе. А вскоре она стала популярной во всей Европе.

   Следует отметить также, что самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована 15 веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому, который сидя в тюрьме сочинял любовные послания жене.

   Итак, доводов и предположений о том где и когда появилась первая открытка существует предостаточное количество, но важен лишь один факт – открытка всё – таки появилась и с тех пор радует глаз и душу. И совсем не обязательно придумывать какой – либо повод, чтобы её подарить. Она создаёт особое настроение и оставляет именно то впечатление, на которое рассчитывали. 


 История российской открытки


   Прообразом открыток на Руси были лубочные картинки. Особенно популярны были сюжеты из сказок и былин, картины народной жизни. Их покупали на ярмарках, дарили друг другу, ими украшали стены в доме. В России открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года. Тогда они ещё были без иллюстраций. С одной стороны открытки писался адрес и наклеивалась марка, а на другой писалось письменное сообщение. На этой же стороне размещалась и забавная надпись: »Почтовое управление за содержание письма не отвечает». 

   Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, затем (в мае 1872 года) появляется три вида почтовых карточек: универсальные - чёрные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зелёные - иногородние.

   19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

   Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись: »Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года». Первые рисованные открытки были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сёстрах милосердия русско-турецкой войны»). 

   В конце 19 века над созданием открыток трудились лучшие художники, печатники, а позже и фотографы. Поздравительные открытки отличались изящной работой, выполнялись на картоне, украшались золотым тиснением. К началу ХХ века тиражи этих маленьких шедевров не превышали 10 тысяч экземпляров, зато выбор был очень разнообразным.

   В годы Великой Отечественной войны, когда миллионы наших сограждан с тревогой и надеждой ждали вестей от своих близких, самым радостным приветом для них была почтовая открытка.

   Интересные факты из создания открытки. Со времени создания открытки прошло практически полтора века, и за это время она пережила немало изменений. Открытка несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений. Изначально был установлен единый международный размер открытки – 90х140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт – 105х148мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут достигать размеров 40х60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110х220 мм).

   В конце 19 века поздравительные карточки исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением. Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавало открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства. В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шёлк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шёлка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка её по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шёлка. 

   Особенно интересно изучать открытки, выполненные с применением забытых способов. Шёлк в открытку помещался либо вручную, либо машинным способом. Очень часто шёлком подчёркивали тканевую основу национальных флагов, либо платьев на старинных чёрно-белых фотографиях или же литографических открытках. Интересными представляются двухслойные открытки или же не почтовые карточки. Шёлк впрессовывался на открыточную бумагу машинным способом, потом выполнялось тиснение поверхности, покрытой тканью. И, наконец, поверх столь интересной «подкладки» вклеивался ещё один слой, украшенный высечками. Иногда шёлк заменялся раскрашенной бумагой, а оригинальная высечка компенсировала «грубый» бумажный фон.

   Тиснение – чуть ли не единственный «художественный» метод известный дореволюционным издателям открыток и сохранившийся до наших дней.

   Высечка – особая технология, используемая обычно при изготовлении открыток, визиток и тому подобной продукции. Современные дизайнеры подчас даже не знают, что это такое. Этого слова, например, нет в БСЭ. Технология настолько оригинальна, что секреты высечки передаются из поколения в поколение, а найти какое – нибудь руководство по этой технологии весьма затруднительно. Высечка выполняется при помощи оригинальных высекальных штампов, которые используются для пробивания различных отверстий в бумаге, что придаёт изделию необычность и привлекательность. Причём ручной метод изготовления штампов, известный в 19 веке, даже совершенней и, естественно, дешевле современного лазерного. Но, не следует думать, что изготовление высекального штампа – относительно простое дело. Существовали даже мастера, которые специализировались только на изготовлении таких штампов. Причём как тогда, так и сегодня мастерам приходится сгибать стальную линейку на глаз, хотя они и следуют готовому дизайнерскому рисунку. Но трудоёмкость операции окупалась исключительной красотой готовой карточки. Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками с высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предполагался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. С конца 19 века в Европе стали выпускать иллюстрированные почтовые открытки. Путешествуя по разным городам и странам или переписываясь с друзьями, можно собрать интересную и памятную коллекцию. Рассматривая открытки, можно познакомиться с историей страны, ее природой, памятниками архитектуры, произведениями искусства.

   С годами менялся материал, из которого изготавливаются открытки. Сейчас это не только картон. Все чаще стали использоваться дизайнерские материалы: тонированная и тисненая бумага, калька, фольга. Но на этом «колдовство» над открыткой не заканчивается. Особое волшебство придает лакирование, тиснение, бронзирование и другие способы «украшательства». 

   В Эквадоре, где растёт дерево бальза изготавливают сувенирные открытки из бальзового дерева - самого лёгкого на свете. Если взять бумажную открытку и бальзовую дощечку, которая в десять раз толще, то покажется, что держишь камень и пушинку. Что касается своего предназначения, сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные, деловые открытки. Первые рекламные открытки появились в Европе во второй половине 19 века. Лишь потом они достигли российских земель и положили начало «открыточной культуре», если не брать во внимание лубочные открытки.

   Рекламные карточки с элементами фирменного стиля производителя помещались в коробочку со сладостями или парфюмом. Эти открытки служили одновременно и визитками для фабрикантов, и рекламными мини-буклетами, которые ещё продолжительное время напоминали покупателю о «минутах радости», побуждая снова и снова к покупке.

   Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки всё меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже «валентинки» стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

Новые технологии на страже водосбережения

 »  »  » 
Зеркала
Звуковые колебания
Распространение звука
Измерение температуры
Поиск