НАУКА И МЫ

Медицинские, исторические, технические, социальные и другие научно-исследовательские работы

Образование »  » Исторические

Швейная машина


Швейная машина

   Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века. Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения. С 1755 до 1846 года пытливые умы продол¬жали настойчиво трудиться над созданием швейной машины.

   Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: Сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

   Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование.

   Швейная машина цепного стежка фирмы «Вилъкокс и Гиббс» (США, Нью-Йорк, 1868). В данной машине кроме конструктивных узлов запатентован дизайн. Фабрично-ремесленная швейная машина «Гоу» челночного стежка для стачивания тяжелых тканей. Изготовлена на фирме «Гоу-машина-компани» (США, Нью-Йорк, 1865—1875), принадлежащей семье изобретателя швейной машины челночного типа Элиаса Гоу. Применялась в основном для шитья парусов для флота. 

   Швейная машина челночного стежка фирмы «Науманн» (Германия, 1894—1896). Изготовлена по специальному заказу Торгового дома Попова в связи с 25-летием его работы. Фабрично-ремесленная швейная машина челночного стежка фирмы «Дюркопп» (Герма¬ния, 1900—1915). Предназначена для выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для украшения одежды, столового и постельного белья. В 1832 году читателей «Берлинской иллюстрированной газеты» поразило следующее сообщение: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики». Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

   Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832—1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

   Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип — закрепление стежков второй - нитью, проходящей снизу —до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в усовершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся-в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой нить закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортёр)

   Швейная машина фирмы «Зингер» (C-I.-1900—1915), предназначенная для изголения закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью. Эта американская швейная машина челночного стежка (1895—1905) была куплена ивестным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (cecтры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока благодаря которому скорость работы машины значительно возросла. В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество. Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже: Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способсвовало еще и то, что в 1856 году компания: приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году компания продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке,; открыла свою первую фабрику в Шотландии.

   Конструкция швейных машин усложняласье и усовершенствовалась довольно быстро. С каждым новшеством они становились быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом, одна из них была запатентована Джонсом в Ам'ерике, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

   На рубеже XIX—XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки. 
Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.

Новые технологии на страже водосбережения

 »  »  » 
Из чего делают бумагу
Океанографические открытия
Работа асинхронного двигателя
Музыкальная гамма
Поиск