НАУКА И МЫ

Медицинские, исторические, технические, социальные и другие научно-исследовательские работы

Образование »  » Художественные

Оригами


Оригами

   Искусство оригами появилось в Японии более чем 1000 лет назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагается, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было простой забавой, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозной культом «многоликой» богини милосердия Канон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.

   Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшение японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому – представительные различные выставки, центры оригами.

   Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая там самым свою солидарность в борьбе за мир. Каждый год в честь «Волны мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке мира в Хиросиме.

   Ежегодно во всем мире издается множество книг и журналов, посвященных этому искусству, выпускается специальная бумага, проводятся выставки, конференции, создаются общества любителей оригами. Возможности оригами огромны и оказывают большое влияние на развитие творческих способностей, сочетая в себе знание и удовлетворение.

   Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, но и в художественном конструировании. Образцы оригами, присутствуя в геометрии и математике, оказывают влияние на развитие психомоторных качеств, так как требуют точности движений, внимания, наблюдательности.

   Это в равной степени развивает воображение и умение ориентироваться в пространстве. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей. 

   В старину, умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Знатные различные семьи использовали фигурки как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в 11 в., упоминает в своей книге «Гандзи моно гарати» (повесть о блистательном принце Гандзи) о разновидности оригами – искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый концерт с украшением.

   В периоды Адзути – Момояна (1573-1603) и Эдо (1603 – 1867) оригами из неморального искусства превратилось в популярное время препровождения. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (циру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение в основном по женской линии. Историки оригами считают, что по мере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

   Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на гайву листа бумаги. Немало важным оказались, также и представления японцев. Возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоят в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые выполняли кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

  Распространение оригами по миру. Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных японских знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее, не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средство мира и дружбы без слов.

  В начале 20 века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начинали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбками, журавликом, цветком ириса. Однако было бы совершенно не справедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в 12 веке. Если это предложение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

   Первые упоминающиеся в странах европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в 12 веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахариты» (букв.-птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – назначение конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки различные другие «пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо».

   И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань воротника (в костюмах 16-17 в.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные. В начале 19 века немецкий педагог, создатель первых немецких садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники различных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.

   Любителем оригами был Льюис Керролл – автор книг «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэрролла (свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ей громкий хлопок).

   Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье, «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и разворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта из Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселились и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, то души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

   Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно серьезный трактат по оригами, и придумал новый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его «Очерков и монологов». В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в который впервые упоминают три традиционные на востоке базовые формы («Водяная бомбочка», «птичка», «лягушка»). Схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских журналов.

Новые технологии на страже водосбережения

 »  »  » 
Современное состояние науки
Радиоволны
Авиационные модели
Антиматерия
Поиск