НАУКА И МЫ

Медицинские, исторические, технические, социальные и другие научно-исследовательские работы

Образование »  » Информационные

Океан


Океан

   Глядя с большой высоты на нашу планету, видны два основных цвета, которые поделили земной шар на два пространства - океан воды и океан растительности. За последние годы наука накопила намного больше знаний, чем за всю предшествующую историю человечества. Возникли и бурно развиваются такие отрасли науки, как космонавтика, ядерная физика, кибернетика... Мысль человека неудержимо стремится в новые для нее сферы таящие в себе так много неожиданного, неоткрытого. А между тем едва ли не больше увлекательных загадок предлагает нам многое из давно знакомого и привычного. Своенравны и до сих пор не познаны глубины Мирового океана.

   Океан... Что мы знаем о нем, о его обитателях и неуемного его движения. Один из древних философов сказал:„Наша планета присвоила себе чужое имя, ей следовало бы называться - Океан. Человек все глубже проникает в захватывающие тайны атомного ядра, в тайны материи, из которой состоит Вселенная и мы сами. Человек устремился в космос, чтобы открыть новые миры, ступить на неизведанные планеты. Возможно встретиться с собратьями по разуму, а тут всего-навсего океан... Но не стоит торопиться с окончательным приговором.

   Океан... Непосвященному трудно даже вообразить себе, какое большое место занимает он в жизни людей, обитай они хотя бы и в тысяче километров от ближайшего побережья. Ведь и в горах Тянь-Шаня, и в пустыне Сахара - не образно, а буквально говоря - погоду делает океан. От его могучего дыхания, достигающего любого уголка суши, зависит, будет ли урожай в плодородных долинах и найдет ли драгоценную воду в забытом колодце кочевник-бедуин .Загляните мысленно вглубь времен, и окажется, что сам человек , как и вся жизнь на Земле , вышел из океана. Океан не только лоно жизни, он до сих пор поддерживает ее. Океан разделяет материки, но объединяет народы. Тысячи водных дорог связали между собой разные города и страны, благодаря которым осуществляется торговля, кругосветные путешествия и т.д.Но мы еще плохо знаем океан.Океанография-очень молодая наука, ее можно сравнить с космонавтикой, генетикой которые идут во главе научного прогресса. И все же ,что такое океан. Ответить на вопрос совсем не просто. Точно так же ломал над ним голову древний человек, с той, конечно, разницей, что ему совершенно неведомы ни география, ни физика, ни множество других наук, без которых невозможно познать океан. Вот он ласково плещется в прибрежных камнях, будто греется на солнышке, лазурный, мирный и безгранично богатый рыбой, моллюсками ,водорослями. И он же с пушечным грохотом обрушивается на скалы, сотрясая их ,вздымая огромные столбы воды и снова разгоняясь для очередного свирепого прыжка. Это океан. Необозримые полярные просторы, закованные в ледяной панцирь, с ночами, длящимися по полгода, со сполохами северного сияния , с громадными ледяными горами - айсбергами, сползающими с островов.. Это тоже океан.

   Жуткий вой и хохот ветра, зловещее шипение пены, молнии,диковинные зыбкие огни во мраке, неведомые чудовища и всепожирающие пасти водоворотов -это тоже океан. Изумление, ужас и непреодолимое влечение внушал океан первобытному человеку. Человек еще ничего не знал об этом изобилии воды, ветра, солнца и холода, таком изменчивом и постоянном в одно и то же время таком грозном и живительном. И он назвал его „море„, что почти на всех древних языках от восточных берегов Азии до западных берегов Европы означало мрак, тьму, пустыню. Человек не знал, но готов был познать океан и стремился к знанию. Первобытного человека по справедливости можно назвать первым океанографом, собирая на берегу ракушки, рыб и прочие дары, выброшенные штормом или оставленные отливом, он на практике постигал океан, его обитателей и их повадки. Стало быть, уже в каменном веке, наши предки ясно отдавали себе отчет в изменениях уровня воды и делали практические выводы. Но отчего возникал прилив или по какой-то причине спокойное море вдруг возмущалось штормом, люди долго не понимали еще и после того, как научились выходить в море сначала на плотах, а потом на примитивных челнах. Изобретательная фантазия наших далеких предков населила океан множеством духов, богов и невероятных чудовищ, способных управлять течением вод и направлением ветров. По древнегреческой мифологии, например, в подводном царстве жил прародитель всех богов Океан со своими дочерьми Океанидами. И еще множество легенд придумали наши далекие предки. Вспомните „Одиссею,, которую по праву можно назвать первым руководством по океанографии в те давние, поистине мифические времена . Две скалы - Сциллу и Харибду. Всякий раз, как к ним подплывал корабль, они, по преданию, сближались и уничтожали его. А сирены, завораживающие своим пением мореходов, только потому не причинили вреда хитроумному Одиссею, что он приказал своим спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте ... Кстати, мачта - немаловажная деталь. Ведь она означает, что люди сделали новый шаг в познании океана - научились использовать силу ветра. Их водные пути удлинились и усложнились. Ко времени Троянской войны на берегах Средиземного моря появились навигационные устройства - маяки. Они почитались священными огнями, за их поддержанием следили специально приставленные для этого жрецы. Жрецы и являлись собирателями многочисленных легенд - по существу единственных источников знаний об океане в те далекие времена. Согласно одной легенде, Геркулес воздвиг по обе стороны Гибралтарского пролива свои знаменитые столбы, те роковые врата, заплыв за которые мореход может расстаться с надеждой на возвращение. „ Морю тьмы,- Атлантическому океану приписывается жара способная заживо испечь человека. А населяют „ Море тьмы,, огромные летучие драконы, издалека с громадной скоростью налетающие на корабль и повергающие его в пучину. Нет, наши предки определенно не страдали отсутствием воображения, но самое интересное ,что почти все мифы далеко не беспочвенны.

   Ведь и в самом деле, Геркулесовы столбы не для одного древнего мореплавателя стали роковыми, поскольку у северо-западных берегов Африки господствует южное течение. С помощью северо-восточных ветров - пассатов-ему вполне под силу было увлечь несовершенные древние суда в просторы „Моря тьмы„. А летучих драконов, пожалуй действительно напоминают конусообразные вращающиеся вихри-смерчи возникающие во время ураганов .Они передвигаются с большой скоростью и чреваты многими неприятностями даже для современных судов, не говоря уже о кораблях древних. И наконец, разве цвет кожи африканцев, живущих в тропиках, не мог натолкнуть европейцев на мысль о том, что те уже начали поджариваться. Представления древних об океане переполнены преувеличениями, искажениями и просто выдумками, но они же содержат и множество метких наблюдений и глубоко правильных выводов .До сих пор вызывают восхищение своей точностью некоторые дошедшие до нас из древности сведения о глубинах морей, расстоянии между мысами, об уровне воды, ветрах, течениях. Древний ученый Пифагор, основываясь на собственных наблюдениях и на рассказах мореходов о том, как постепенно скрываются за горизонтом корпус и мачты удаляющегося судна на всех морях, пришел к очень важному выводу о шарообразности Земли. Накоплению знаний содействовали дальние плавания мореходов древнего мира. Иоганн Кеплер уже в начале XVII в утверждал, что Земля, как и остальные небесные тела, являет собой живое существо; она естественно, дышит, оттого-то и возникают на море приливы и отливы. Океан не переставал манить наших предков. 1492 г. В августе на разведку новых морских путей отправился Х.Колумб, в 1497 г. Вышел в плаванье Васко да Гама , но начало новой эпохи в мореплавании и океанографии положил Ф.Магеллан ценной своей жизни он совершил кругосветное путешествие . Значение плавания Магеллана для науки , в частности , состояло в том, что оно доказало шарообразность Земли .Оно также дало первое представление о соотношении на Земле суши и воды, об огромном преобладании водной поверхности. Отцом русской океанографии по праву можно назвать М.В.Ломоносова. Он одним из первых выдвинул идею единого Мирового океана. Ломоносов считал, что четыре океана - Атлантический, Индийский , Тихий и Северный Ледовитый -это части единой океанической системы разделенной материками. Они, конечно, отличаются друг от друга размером, климатом, глубиной, течениями, но в тоже время у них много общего. Ломоносов считал, что в самом начале геологической истории поверхность Земли была покрыта водой. Затем под действием внутренних сил Земли возникли материки. Вода собралась в понижениях и образовала „великие моря, окружающие сушу„. Стало быть, океаны и моря являются частями единого Мирового океана. Рельеф морского дна, по представлениям Ломоносова разнообразен и неровен. На дне морей и океанов, как и на суше , имеются горы и долины. 

   Острова - это не что иное, как вершины гор, выступившие над морской поверхностью. Как физик и химик Ломоносов изучал свойства воды. Морская вода интересовала его, прежде всего сточки зрения содержания солей, главным образом - поваренной соли. Ученый провел много исследований и на их основании отмечал. „Вода морская тем солонее, чем далее от берегов; чем ближе, тем преснее. Ломоносов исследовал периодические приливы и отливы в океане, вызываемые притяжением Луны и Солнца, его внимание привлекали морские течения разнообразие волн, льды Арктики, айсберги и многое другое. На протяжении многих веков человек знал только поверхностные воды океана, а об изучении их глубин только мечтал. Стремясь раскрыть тайны океана, овладеть его богатствами, люди старались придумать такие плавучие средства, которые позволили бы увидеть своими глазами сказочный и неизвестный подводный мир. Океан всегда манил к себе людей и даже в древности люди пытались нырять в море. Ласковая на вид, изумрудно-зеленая волна выталкивала нежданного пришельца, едва лишь он пытался достичь мало-мальски значительной глубины. Груз, захваченный ныряльщиком с собой, помогал ему достичь дна. Но считанных мгновений, которые отделяли первых покорителей водной стихии от начавшегося удушья, оставалось слишком мало. Их едва хватало, чтобы осмотреться, собрать несколько губок или кораллов и, главное, успеть вернуться на поверхность моря ... глотнуть наконец воздуха... 

   Первое изобретение ,благодаря которому человек более или менее освоился в воде, помогли сделать слоны. Переправляясь через реки, они высоко задирают хоботы и дышат через них ,даже находясь под водой .Полый стебель тростника стал служить человеку „хоботом„. Держа трубку во рту ,ныряльщик мог довольно долго находиться под водой. Настолько долго,чтобы суметь проплыть почти милю. Именно такое расстояние называет эллинский историк Геродот, когда описывает подвиг знаменитого грека Сциллиаса. В штормовую ночь он незаметно для врага проплыл полтора километра под водой и перерезал якорные канаты у персидских судов. Дыхательная трубка давала возможность человеку находиться под водой, но она же крепче всяких цепей приковывала его к поверхности, к источнику воздуха. А человек стремился в глубину и, видно, сильным было это стремление, если ученые эпохи Возрождения, в том числе гениальный Леонардо да Винчи , занялись водолазным делом. Ныряльщик с дыхательной трубкой погружается в воду, которая во много раз тяжелее воздуха . Уже на глубине в 1 метр давление на тело человека возрастает на 1800—килограммов, на глубине 2 метра - на 3600 килограммов и т.д. Грудная клетка, в которой по-прежнему сохраняется атмосферное давление, принимает большую часть этой огромной нагрузки на себя. Непреодолимая сила сдавливает ее, и ныряльщик не может вдохнуть воздуха, каким бы могучим он ни был. Человек был словно привязан к поверхности моря, но он не желал мириться с такой участью и следующим изобретением стал водолазный колокол. 

   Возьмите стакан, переверните верх дном и опустите в воду. Вода не целиком заполнит его. Между ней и дном стакана остается еще порядочно воздуха, которым можно дышать. Если увеличить стакан до таких размеров, чтобы поместился человек, то и получится водолазный колокол .Человек, опустившийся в колоколе под воду , мог наблюдать жизнь обитателей моря через иллюминатор или даже покинуть колокол на время ,пока у него в легких хватало запаса воздуха , и собрать, скажем образцы водорослей. Однако не для научных наблюдений применялись первые водолазные колокола. Их обладателей манили сокровища затонувших кораблей, золото и драгоценности, лежавшие на дне. Колокол не использовали для спасательных работ - из-за его несовершенства. В нем можно было находиться под водой всего каких-нибудь три четверти часа, так как запасы воздуха в колоколе иссякали. Десятилетия сменялись десятилетиями ,на смену колоколу пришел скафандр, разработанный русским мастером Гаузеном .С его изобретением человек стал погружаться в воду на значительные глубины на более продолжительное время .С его помощью не только извлекали затонувшие ценные грузы, но и ремонтировали подводную часть судна и поднимали погибшие корабли со дна морей и океанов. Но при всех достоинствах этого снаряжения, были огромные недостатки. Начнем с того, что скафандр -довольно громоздкое снаряжение.Для того чтобы человек не всплывал под действием нагнетаемого в костюм сжатого воздуха, на грудь ему привешивали тяжелый свинцовый груз. Мало того, свинцовыми делали и подошвы водолазных ботинок. Процесс надевания и снятия такого костюма очень длителен, и трудоемок. Обычно водолаза перед погружением одевали несколько человек. 

   Много лет пришлось ждать, прежде чем было создано снаряжение , с помощью которого человек стал себя чувствовать в воде, как рыба . 1943 год оказался годом рождения акваланга .Над его разработкой трудилось несколько человек, а усовершенствовал его знаменитый океанограф Жак Ив Кусто, это был замечательный подарок человечеству. Океан стал местом увлекательных подводных прогулок и охоты. Сейчас едва ли встретишь человека , который не знал бы , как выглядит подводный мир. Это стало возможным благодаря необыкновенному развитию подводных фото- и киносъемок. С изобретением телевидения у человека появился новый помощник в освоении океана. Поход в недра океана продолжается...

Новые технологии на страже водосбережения

 »  »  » 
Стрелковое оружие
Альтернативная энергия
История огнестрельного оружия
Схемы асинхронных двигателей
Поиск