НАУКА И МЫ

Медицинские, исторические, технические, социальные и другие научно-исследовательские работы

Образование »  » Исторические

Велосипед


Велосипед

   Слово велосипед произошло от французского velocipede, от лат. velox — быстрый и pes — нога. Велосипед является первым механическим индивидуальным транспортным средством. Изобретение 5-6 тыс. лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством. Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга не стала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством.

   Около четырех веков тому назад жившему в Голландии математику Симону Стевену пришла в голову мысль использовать для движения экипажа на колесах силу ветра. Парусник на дороге? Почему бы и нет? Но ветер дует не всегда в попутном направлении... Еще в древности люди мечтали создать трехколесный экипаж для одного человека, в котором в качестве двигателя использовалась бы мужественная сила седока. Но пути от идеи до реализации длились несколько столетий.

   1791 год. Во Франции граф Де Сиврак построил из дерева двухколесную машину, названную им "Селярифер", на которой можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли.

   1817 год. Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий, усовершенствовал машину Де Сиврака - он изобрел переднее поворотное колесо, благодаря которому можно было изменять направление движения на ходу. Свое транспортное средство, позже названное "Дрезиной" он запатентовал, начав этим самым документированную историю совершенствования конструкции велосипеда.

   1839 год. Шотландец Киркпатрик Мак-Миллан применил к двухколесной машине педальный привод, правда, педали совершали не круговое, а возвратно-поступательное движение.  

1853 год. Французский каретный мастер Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси. Так же на велосипедах Мишо впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса.

   1868 год. Парижская фирма "Мейер и Ко" начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.

   1870-1885 годы. Время "пауков", т. е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. Также они назывались "Hige bicycle" и "Penny-farting". Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса. Ограничивать этот рост могла только длина ног ездока. 

   1884 год. Фирма "Хиллман, Херберт и Купер" начала производство велосипеда "Кенгуру", имевшего двойной цепной привод от осей шатунов к переднему колесу. С этих машин начался возврат к велосипедам с равновеликими колесами.  

   1888 г. Шотландский ветеринарный врач Данлоп долго наблюдал за сыном, у которого от тряски во время езды на велосипеде буквально стучали зубы. Он взял обыкновенный садовый шланг, отрезал от него подходящий кусок, наполнил водой, а образовавшееся кольцо надел на обод колеса. Зубы у сына стучать перестали, но колеса оказались очень тяжелыми. Тогда Данлоп заменил воду воздухом. Для накачки шин он изобрел вентиль и воздушный насос, получив патент на свое изобретение.

   1890 год. Практически одновременно несколько фирм начали производство веломашин с рамами замкнутой ("диамант") формы. С этого момента современный облик велосипеда практически сформировался и дальнейший прогресс лишь усовершенствовал отдельные узлы и агрегаты.

   Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова. Тот далекий теперь уже день - 15 сентября 1801 года и считается "днем рождения” велосипеда.Судьба тележки Артамонова оказалась печальной: она была присоединена к царской коллекции редкостей и вскоре забыта.

   В Москве 1880 г. прохожие стали свидетелями необычного "циркачества". Человек, без особого труда удерживая равновесие, совершал поездку на велосипеде. Все удивлялись необычному экипажу, у которого переднее колесо было намного больше заднего, а соединялись они между собой кривой рамой с сиденьем с кистями. Велосипедист спокойно крутил педали, прикрепленные к переднему колесу. Скопление народа, конных повозок, чьи седоки остановились посмотреть на необычное транспортное средство, вызвали неудовольствие полицмейстера города. На следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, так как это, якобы, пугает лошадей и людей. Во многих крупных российских городах был установлен запрет на езду на велосипедах. Но прогресс не остановить, вскоре пришлось признать этот новый вид транспорта. К концу минувшего столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. 

   В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как "Велосипедист", "Циклист", "Велосипед", "Самокат". Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным. В 1902 г. один из журналов писал: "...двухколесный велосипед внес в прогресс человеческого передвижения вклад, который ничуть не меньше, чем паровой двигатель; он позволил человеку при помощи только его ног достигнуть такой быстроты и легкости передвижения, о которой нельзя было и мечтать при таких маленьких затратах энергии. Велосипед возбудил много толков, привлек к себе весь культурный мир, распространился по всем закоулкам земного шара; сторонники бицикла назвали его "стальным конем" и торжественно заявили, что ему суждено вытеснить лошадь".

   Каких только велосипедов не было придумано, сконструировано, продемонстрировано за 200 лет: больших и маленьких, летающих и плавающих, для спорта, туризма и обычных поездок. Некоторым не нравилось крутить педали. Пожалуйста! Появились трициклы с ручным приводом. Пытались даже совместить полезное с приятным - был сооружен экипаж, у которого на месте сиденья были устроены качели. Два пассажира, раскачиваясь на качелях, могли приводить в движение колеса. Конечно, массивное сооружение с расположенным высоко над землей центром тяжести оказалось очень опасным и склонным к опрокидыванию. В другой конструкции было предложено накапливать энергию на спусках с горок за счет маховика и пускать ее в ход на подъемах.  А почему нужно крутить педали в одном направлении, ведь устает одна группа мышц? Так было предложено устройство, которое меняло направление вращения педалей. А по числу седоков? Кроме одноместных, появились тандемы, триплеты, квадруплеты, квинтуплеты и даже нониплеты (на 9 человек). А не сделать ли велосипед двухэтажным? Англичанин по фамилии Кларк взял и сделал, утверждая, что на такой конструкции можно не только смело ездить по лужам, но и легче (при такой-то высоте!) находить нужный маршрут. 

   Из сообщений последних лет известно, что самый, наверное, маленький велосипед высотойвсего 9 см имеет длину 14 см. Его использовал в своих выступлениях на манеже цирка клоун из Швейцарии Фришкнехт. Ну а самый большой? Вероятно, это велосипед, однажды продемонстрированный на карнавале в одном из городов Кубы Феликсом Районом. Он проехал на велосипеде-гиганте высотой 2,38 м и длиной 4,5 м. Велосипеды умеют ездить не только по дороге. Педали, руль, седло - все эти обычные атрибуты велосипеда, приводимого в движение только мускульной силой человека, имеются у конструкций, которые... летают и плавают,- у вело-планера и велоамфибии. Расстояния, которые они позволяют преодолевать, сегодня составляют десятки километров. 

   Велосипеды делят по различным признакам.
1. по возрасту потребителей:
• детские,

• подростковые,
• взрослые ;
2. по числу колес:
• на одно-,
• двух-, трех-,
• и четырехколесные;
3. по количеству ездоков –
• на одиночные,
• тандемы,
• триплеры

• и с большим числом мест ;
по предназначению –
• на мужские
• дамские ,
• дорожные,
• складные,

• туристические,

• спортивные

• и специальные .

   Кроме того, в каждой из этих групп существует собственная классификация. Так, спортивные велосипеды подразделяются на шоссейные, трековые, горные, для гонки за лидером, рекордно-гоночные и т д. Горные велосипеды – мода наших дней. На них удобно ездить и по улицам города , и по плохим дорогам сельской местности, а также участвовать в соревнованиях на холмистых трассах в особом виде спорта, называемом «триал».

   Впервые гонки на деревянных велосипедах состоялись в 1869 г. во Франции между Руаном и Парижем на дистанции в 120 км. Велосипедисты преодолели маршрут на несовершенных веломашинах со скоростью бегуна 11 км/ч. С той поры соревнования в тех странах, где велосипед получил распространение, приобретает всеобщую популярность. Для этого начали строить специальные стадионы - велотреки. Первые велосипедные соревнования в России были проведены 24 июля 1883 г. на Московском ипподроме, в них приняли участие и всадники верхом на лошадях. И все же на дистанции в 50 верст победителем оказался велосипедист! Им был известный в то время спортсмен Сафонов. 

   Первый чемпионат мира для любителей-велосипедистов состоялся в 1893 г. в Чикаго (США). Спортсмены соревновались в трех видах программы: спринте, гонке с лидером и гонке на 10 миль. А начиная с самых первых Олимпийских игр нашего времени, которые проходили в 1896 г. в Греции, велосипедные гонки стали занимать почетное место среди других видов спортивных состязаний. Первое соревнование велосипедистов прошло в 1816 г. году в немецком городе Мангейме. Сохранились документы , свидетельствующие, что большинство участников гонок ехали на самокатах , без рулевого управления.В ноябре 1869 года во Франции состоялся розыгрыш Большого амьенского приза,т.е. традиции велосипедных туров имеют 130 – летнюю историю. Велосипедные состязания популярны на Олимпиадах и чемпионатах мира, признание завоевали международные велогонки. Первой из них стала однодневная гонка между Бордо и Парижем в 1891 году. И спустя 100 с лишним лет ее трасса остается самой протяженной в мире – в зависимости от маршрута она составляет от 551 до 620 км. 

   Самой сложной профессиональной велогонкой является «Тур де Франс», а вторая по трудности – «Джиро де Италия». В 90-х годах 19 века была учреждена премия Бриллиантовая звезда за первое кругосветное путешествие на велосипеде. Награда пролежала в сейфе 20 лет, никто не мог завершить немыслимый маршрут. И лишь в 1913 году ее присудили русскому велосипедисту Панкратову, который за 2 года и 18 дней проехал более 50 тысяч км. В пути ему пришлось сменить 52 покрышки , 4 седла , 2 руля и несметное количество спиц.

   В 1893 году Анри де Гранж, организатор первого «Тур де Франс», задал вопрос : «Сколько км может проехать велосипедист за 1 час ?» сам он на парижском велотреке показал скорость 35 км в час. Девять раз « удлинял « час француз Жак Анкитель, доведя рекорд до 46 км. В 1894 году на высокогорном мексиканском треке итальянец Франческо Мозер на специальном велосипеде, шелковые шины которого были накачаны гелием, первым преодолел рубеж 50 км, проехав за 1 час расстояние 50, 8 км. Последний мировой рекорд ХХ века установил англичанин Крис Бортмэн; на треке в Манчестере в 1996 году он развил скорость 56,4 км в час.

   В 1975 году Авель Эбот , мчась на велосипеде по дну пересохшего озера, развил скорость 222 км \ ч . Через 20 лет рекорд был побит : голландец Фред Ромпелберг зафиксировал скорость 269 км \ ч . Однако в достижении этих результатов помогала зона пониженного давления , образующаяся за двигающейся перед велосипедом машиной. В конце 20 века велосипедный мир пережил настоящий бум : из 10 покупаемых в мире велосипедов 9 – горные ( маунтинбайки ). Горный велосипед имеет чуть меньшие колеса, чем шоссейный, усиленную раму и три шестеренки ( у шоссейного – 2 ). Весит менее 10 кг, но при этом очень прочен. Главное внешнее отличие – конструкция руля в виде палки ( руль сделан из алюминия специальной марки ). Соревнования на маунтинбайке входят в программу Олимпийских игр.

   Постепенно многие поняли, что велосипед вполне пригоден для дальних путешествий. Так, в 1896 г. трое англичан впервые совершили кругосветное путешествие на велосипедах. По еще более сложному маршруту проехал наш соотечественник пожарный из Казани Анисим Панкратов. Стартовав на велосипеде из Харбина 10 июля 1911 г., к середине осени он доехал до Петербурга. Дальше его путь лежал на Берлин. Он побывал в Англии. Переправившись через Атлантический океан, он проехал в Америке безводную пустыню Кобри и пески Небраски. Каких только лишений не пришлось пережить путешественнику: голод и обыски, жару и холод. Дальше его путь лежал в Японию, Корею и Китай. И наконец, 28 июля 1913 г., спустя два года, велосипедист вновь въехал в Харбин, но уже с востока, проделав ни много ни мало, а 50 тыс. км пути. За это путешествие русский велосипедист получил уникальный приз "Бриллиантовую звезду" - высшую награду Международного союза велосипедистов. Один из первых советских пионеров велотуризма Глеб Леонтьевич Травин в 1928- 1931 гг. совершил уникальное по трудности и опасности путешествие вдоль сухопутных границ Советского Союза. Начав поездку с Камчатки, он обогнул южную, западную границы страны и по побережью Северного Ледовитого океана вновь вернулся на Камчатку. Многие велосипедисты и в наши дни с увлечением путешествуют на велосипеде.

   По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. 
• Он дешев
• не нуждается в топливе.
• Не загрязняет атмосферу,
• маневрен
• мобилен ( это достоинство особенно важно для крупных городов, где избыточное автомобильное движение приводит к частым пробкам.)
• езда на велосипеде уменьшает вредные воздействия на организм человека гиподинамии ( малоподвижного образа жизни ). Не случайно велосипедисты в среднем живут на 5 лет дольше автомобилистов. Все это способствует неуклонному росту популярности велосипедов в самых разных странах. Лидирует по числу велосипедов Голландия : здесь на 14 миллионов жителей приходится около 10 миллионов велосипедов. Одним из самых существенных недостатков велосипеда является отсутствие у него оболочки или кузова, который бы защищал человека от непогоды.

   В 1893 году Анри де Гранж, организатор первого «Тур де Франс», задал вопрос : «Сколько км может проехать велосипедист за 1 час ?» сам он на парижском велотреке показал скорость 35 км в час. Девять раз « удлинял « час француз Жак Анкитель, доведя рекорд до 46 км. В 1894 году на высокогорном мексиканском треке итальянец Франческо Мозер на специальном велосипеде, шелковые шины которого были накачаны гелием, первым преодолел рубеж 50 км, проехав за 1 час расстояние 50, 8 км.
Последний мировой рекорд ХХ века установил англичанин Крис Бортмэн; на треке в Манчестере в 1996 году он развил скорость 56,4 км в час. В 1975 году в США Авель Эбот , мчась на велосипеде по дну пересохшего озера, развил скорость 222 км \ ч . Через 20 лет рекорд был побит : голландец Фред Ромпелберг зафиксировал скорость 269 км \ ч . Однако в достижении этих результатов помогала зона пониженного давления , образующаяся за двигающейся перед велосипедом машиной.

   После первого велосипедного бума на переломе веков в Европе и Америке увлечение двухколесным транспортным средством стало слабеть. Сказались успехи его соперника - автомобиля. Хотя нужно признать, что это имело место не везде. Велосипед стал на долгие годы "транспортом номер один" во многих странах юго- восточной Азии. 

   Возрождение велосипеда в разных странах произошло в 70-х годах. Этому способствовали и разразившийся нефтяной кризис, из-за чего резко подскочили цены на бензин, и гиподинамия - болезнь современного общества, связанная с недостаточными физическими нагрузками. В США н 1972 г. впервые велосипедов было продано больше, чем автомобилей. Мировое производство велосипедов в начале 70-х годов достигло 40 млн. единиц в год. Не обошла эта тенденция и нашу страну. Велосипед оказался популярным транспортным средством в небольших городах и сельской местности. Шяуляй, Дубна, Иваново - города, где велосипед по субботним и воскресным дням становится самым массовым видом транспорта на дорогах. 

   Вновь приобретая всемирную популярность, велосипед продолжает совершенствоваться. Мысль изобретателей не стоит на месте, хотя на сегодняшний день уже и насчитывается более 20 тыс. "велосипедных" патентов. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что велосипед останется полноправным транспортным средством и в приближающемся столетии. А каким он будет, можно пофантазировать, глядя на последние новинки. И тут мнения могут разделиться. Но мы не будем их обсуждать и оспаривать. Очевидно одно - велосипед станет еще более желанным для всех нас. А от этого выиграем и мы, и наша планета.

Новые технологии на страже водосбережения

 »  »  » 
Электростанция для посёлка
Геотермальная энергия
Земная атмосфера
Ветрогенераторы
Поиск